Абориген-Форум: порядок возмещения убытков, не соответствует реальным потребностям и интересам коренных малочисленных народов
- Подробности
-
Опубликовано 24.07.2019 10:29
Участники неформального объединения 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген-Форум», обеспокоены принятием законопроекта №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. Матвиенко
Открытое письмо
Мы, участники неформального объединения 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген-Форум», обеспокоены принятием 17.07.2019 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении законопроекта №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которым предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, и поддерживаем протест «Союза общин коренных малочисленных народов Красноярского края» против одобрения и принятия указанного законопроекта Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с нижеизложенными основными аргументами этого протеста.
В Законопроекте №332762-7 отсутствует обоснование его принятия. В пояснительной записке (абзац 9) отмечается, что «актуальным становится вопрос о формировании эффективных управленческих механизмов, направленных на регулирование отношений ресурсодобывающих компаний и коренных народов». Но в представленном виде текст законопроекта не отвечает поставленным задачам.
В пояснительной записке (абзац 12) утверждается что: «законодательством не урегулирован порядок возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. №631-р (далее - места традиционного проживания)».
Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку вопрос возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам, урегулирован:
а) на федеральном уровне положениями общего характера: в частности, статьями 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, статьей 62 Земельного кодекса РФ, которые позволяют решать вопросы возмещения убытков в гражданско- правовом, а также судебном порядке. Так, согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
б) на федеральном уровне положениями специального характера: приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 № 565 утверждена Методика исчисления убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Несмотря на то, что данная методика носит рекомендательный характер по причине не регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, она используется в правоприменительной практике. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2011 по делу № А81-7106/2009 отмечается, что Методика исчисления убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов..., утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 г. № 565, может применяться в отсутствие иных актов, позволяющих определить размер убытков.
в) на региональном уровне положениями специального характера: например, пунктом 5 Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2011 №428 установлено, что проведение оценки размера убытков осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 №565.
Направленность законопроекта на отмену региональной законодательной и правоприменительной практики по вопросу реализации права коренных малочисленных народов на возмещение убытков, ввиду отмеченного выше отсутствия соответствующих информационных и аналитических материалов будет иметь отрицательные последствия.
Также к отрицательным последствиям законопроекта нужно отнести:
- исключение возможности принятия других нормативных правовых актов по данному вопросу, которые могли бы учитывать, в частности: региональный, хозяйственный, экономический и иные аспекты ситуаций, в которых происходит возмещение убытков; территориальные особенности осуществления хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами и промышленными субъектами;
- фактическое исключение коренных малочисленные народов и их объединений из процесса развития соответствующих гражданско правовых отношений, что противоречит ст. 69 Конституции РФ и пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», заменяя их, по сути, административным порядком.
Законопроект в целом носит отсылочный характер. Однако предусмотренные им отсылки имеют существенное значение: важнейший вопрос установления порядка возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам, предлагается отнести к компетенции Правительства Российской Федерации, т.е. передать на уровень регулирования посредством подзаконных правовых актов. Тем самым данный важнейший вопрос выводится из сферы ответственности и поля зрения законодательной (представительной) власти.
В такой ситуации принятие законопроекта создаст существенный социальный риск: замкнув реализацию права коренных малочисленных народов на возмещение причиненных им убытков на порядок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, без определения существенных положений и требований к такому порядку в федеральном законе, можно в итоге получить утвержденный Правительством Российской Федерации порядок возмещения убытков, не соответствующий реальным потребностям и интересам коренных малочисленных народов.
Направленные, в связи с подготовкой проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» письмом заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей М.В. Ипатова от 13.11.2018 г. исх. № 3811-01.1-21-МИ, проекты:
- правил, определяющих порядок возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, их объединениям и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренным малочисленным народам Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренным малочисленным народам Российской Федерации;
- методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, их объединениям и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренным малочисленным народам Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренным малочисленным народам Российской Федерации – являются предварительными, не обоснованными и требуют дополнительного обсуждения и согласования.
Необходимо напомнить, что при внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в пакет документов разработчиками был включен перечень нормативных правовых актов, подлежащих в т.ч. принятию в связи с вступлением в силу законопроекта. Согласно данному перечню, принятие законопроекта «потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами и методики их расчета». Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении. Сведения об исполнителях: Исполнитель – ФАДН России».
На данный момент законопроект прошел полное (в трех чтениях) рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, однако обозначенный разработчиками проект порядка возмещения убытков и методики их расчета заинтересованным сторонам так и не был представлен.
Таким образом, законопроект №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и его обоснование представляются непроработанными и неподготовленными, содержат существенные недостатки, создающие реальный риск наступления негативных социальных последствий в связи с отменой существующей законодательной и правоприменительной практики и созданием препятствий в сфере реализации права коренных малочисленных народов на возмещение причиненных им убытков. Прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации указанного законопроекта, носящего отсылочный характер, в отсутствие проекта порядка возмещения убытков и методики их расчета вряд ли может быть признано надлежащим.
Считаем законным требованием к разработчикам проекта до одобрения законопроекта Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработать и включить в комплект с законопроектом проекты соответствующих подзаконных актов Правительства Российской Федерации, которые должны пройти открытое обсуждение, редактирование и согласование со всеми заинтересованными сторонами, в т.ч. представителями коренных малочисленных народов. Федеральное Собрание Российской Федерации должно обеспечить их принятие единым пакетом в комплексе с законопроектом.
Уважаемая Валентина Ивановна!
Мы обращаемся к Вам и членам Совета Федерации с просьбой отклонить рассмотрение и принятие законопроекта №332762-7 до устранения указанных недостатков и предоставления вместе с указанным законопроектом единого пакета необходимых и согласованных в установленном порядке проектов соответствующих подзаконных актов Правительства Российской Федерации.
От имени и по поручению членов «Абориген-форума»