Комментарий эксперта к тексту закона об "учете" коренных малочисленных народов
- Подробности
-
Опубликовано 24.01.2020 02:52
Комментарий к тексту закона об "учете" коренных малочисленных народов, принятого депутатами Госдумы РФ в третьем чтении 21 января 2020 года.
Текст пункта изменился в связи с учетом поправки, предложенной Ил Тумэн, парламентом Республики Саха(Якутия). Теперь эта норма изложена следующим образом :
«9) сведения о ведении либо неведении традиционного образа жизни, осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, а также о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;»
Остальные нормы законопроекта не изменились. В том числе, требования к заявителю о предоставлении документов в качестве «доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу» (указанных в части 5 и 6 ст. 7.1). Не изменились и основания для отказа, указанные в части 13 ст. 7.1. : «В учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, может быть отказано по одному из следующих оснований: 1) предусмотренные настоящей статьей документы и (или) сведения представлены заявителем не в полном объеме либо без соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка их оформления; 2) представленные документы содержат недостоверные сведения».
Скольким гражданам, относящим себя к коренным малочисленным народам, может быть отказано «в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу» и поможет ли им возможность «повторного предоставления документов», предоставленная в части 15 законопроекта: «Отказ в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, не является препятствием для повторного представления заявителем документов при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа. Повторное представление документов и вынесение по ним решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.» пока является большим вопросом. Так как в приведенном тексте законопроекта отсутствуют критерии того, какие сведения органы власти могут счесть в документах заявителя, предоставленными «не в полном объеме», «без соблюдения порядка их оформления», «содержать недостоверные сведения». Нет и четких условий, при которых органы власти должны признать факт «устранения причин, послуживших основанием для отказа». Все перечисленное допускает различные толкования, которые, как правило, приводят к коррупционным мотивам принятия решений.
При этом проблема соответствия Конституции РФ требований доказательства гражданином своей национальной принадлежности и возможности отказа ему в самоопределении – остается главной проблемой этого законопроекта.
В настоящее время Законопроект поступил в Совет Федерации и направлен в комитеты (комиссии); ответственным назначен (Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера); соисполнителями назначены (Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам).
Ольга Мурашко
ЦС КМНС/РИТЦ
Ссылки по теме:
Ассоциация "Арун": законопроект "о реестре КМНС" противоречит Конституции РФ
«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов
Законопроект об "учете" коренных малочисленных народов принят в первом чтении
Еще раз об «учете лиц, относящихся к малочисленным народам»
|
|
|