Проект приказа Минсельхоза России направлен на ограничение доступа коренных народов к водным биоресурсам
- Подробности
-
Опубликовано 16.08.2022 13:01
А также противоречит федеральным законам и решению Верховного суда РФ
Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края на проект приказа Минсельхоза России «О внесении изменений в приложение № 4, № 5, № 7 к приказу Минсельхоза России от 10 ноября 2020 г. № 673 «Об утверждении форм заявок на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и порядка их заполнения».
Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края обсудив проект приказа Минсельхоза России «О внесении изменений в приложение № 4, № 5, № 7 к приказу Минсельхоза России от 10 ноября 2020 г. № 673, размещенный на сайте regulation.gov.ru/projects#npa=130093 (далее - Проект), пришел к следующим выводам:
Согласно Пояснительной записки к Проекту «Проект приказа направлен на смягчение административного воздействия в отношении заявителей из числа лиц, относящихся к КМНС». Однако, на деле это «смягчение» является фикцией и заключается лишь в замене слов «место традиционного проживания» на слова «место постоянного проживания». При этом от лиц, относящихся к КМНС, для получения водных биоресурсов для реализации права на ведение традиционного образа жизни, всё также требуется подтверждение проживания в конкретном месте, для чего, согласно пункта 3.1 Проекта, при подаче заявок на ВБР должна быть предоставлена «отметка в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрационном учете», чтобы подтвердить факт постоянного проживания заявителя в месте традиционного проживания. В предыдущей версии приказа требовалось подтверждение адреса регистрации по месту жительства. Что, по сути, одно и то же.
Фактически, для лиц относящихся к КМНС ничего не меняется, за исключением новой формы заявки, которая из-за добавленного в неё текста увеличится ещё на одну страницу.
А коренные малочисленные народы, как лишались возможности осуществлять традиционное рыболовство из-за несоответствия места лова месту регистрации, так и будут лишаться. Тогда в чем смысл нововведения?
Справедливость наших выводов подтверждается практикой. В этом году в Хабаровском крае, вся территория которого входит в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, отказы в предоставлении ВБР, связанные с регистрацией по месту жительства, стали принимать изощренную форму. Они, вроде, и не отказы, но ловить предоставленную им рыбу граждане, относящиеся к КМНС, не имеют возможности, так как рыбу им предоставляют за 1000 км от места их фактического проживания и места лова, которое они указали в своих заявках. Водные биоресурсы стали предоставлять гражданам по месту регистрации, хотя они об этом не просили. Всё это делается, исключительно, в целях «смягчения административного воздействия в отношении заявителей из числа лиц, относящихся к КМНС».
Разве подобное может произойти с рыбопромышленной организацией или гражданином рыбопромышленником индивидуальным предпринимателем? Нет. Такая форма издевательства возможна в Российской Федерации только над гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам Дальнего Востока Российской Федерации.
После внесения в приказ Минсельхоза РФ № 673 изменений, предлагаемых проектом, подобные издевательства над гражданами РФ, относящимися к коренными народам РФ, сейчас являющиеся самоуправством чиновников, обретут законную силу.
Поправки, изложенные в пункте 3.1 Проекта, содержат отсылку 1 на статью 3 Федерального закона от 25.06.1993 г. № 5242-1. Согласно абзаца два указанной статьи «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». Право коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ на рыболовство, являющееся неотъемлемой частью права на ведение традиционного образа жизни, гарантируется Конституцией РФ и Федеральными законами, поэтому не может быть ограничено в зависимости от регистрации гражданина по месту проживания. Это подтверждается выводом Верховного Суда РФ в решении от 30.11.2021 N АКПИ21-807, дословно: «федеральным законодателем возможность реализации коренными малочисленными народами, объединениями этих народов и лицами, относящимися к этим народам, права на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, включая рыболовство, не поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия у таких лиц регистрации в определенных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе определенных муниципальных образованиях согласно Перечню мест, утвержденному распоряжением N 631-р». Несмотря на решение Верховного суда РФ Минсельхоз и Росрыболовство не прекращают попыток ограничить коренным малочисленным народам РФ право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности – рыболовства, в зависимости от «отметки в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрационном учете».
В связи с вышеизложенным заявляем: проект приказа Минсельхоза России не отвечает интересам коренных малочисленных народов Дальнего Востока РФ, направлен на ухудшение положения коренных малочисленных народов Дальнего Востока РФ, разрушение традиционного образа жизни наших народов, ликвидацию семейно-родовых связей, препятствие передаче исторически сложившегося для коренных народов способа жизнеобеспечения будущим поколениям своей семьи. Проект противоречит федеральным законам, Решению Верховного суда РФ и направлен на ограничение доступа коренных малочисленных народов к водным биоресурсам. Проект содержит необоснованные административные барьеры, отсутствующие в аналогичных НПА по иным видам рыболовства.
Проект приказа Минсельхоза России в предложенном на сайте regulation.gov.ru виде не может быть принят и должен быть отклонен.
Коноплянко Е. Н., Председатель Совета уполномоченных представителей
коренных малочисленных народов Дальнего Востока Российской Федерации