ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

О работе 22-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов

С 17 апреля по 28 апреля в г. Нью-Йорке проходила 22-я сессия Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Это была моя первая рабочая сессия и я представляю народы Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказье.

Заседания проходят как открытые, на них может присутствовать любой зарегистрированный на сессию представитель народа, так и закрытые, для обсуждений и выработки решений, рекомендаций.

План сессии строится в соответствии с Мандатом. Он предусматривает обсуждение вопросов коренных народов, связанных с экономическим и социальным развитием, культурой, охраной окружающей среды, образованием, здравоохранением и правами человека, а это:

- предоставляет Экономическому Совету, а также программам, фондам и учреждениями ООН экспертную консультативную помощь и рекомендации по вопросам коренных народов;

- повышает уровень осведомленности и содействует интеграции и координации деятельности, осуществляемой в рамках системы ООН по вопросам коренных народов;

- готовит и распространяет информацию по вопросам коренных народов;

В этом году тема сессии была «Коренные народы, здоровье человека, планетарное и территориальное здоровье и изменение климата: правозащитный подход».

Хочу отметить, что Всемирная ассамблея здравоохранения приняла первую в истории Резолюцию о здоровье коренных народов. Она призывает Всемирную Организацию Здравоохранения разработать Глобальный план по улучшению здоровья коренных народов на глобальном уровне в консультации с коренными народами.

Председатель ПФКН Дарио Хосе Мехия Монтальво (Колумбия) представляя «Доклад Постоянного форума по вопросам коренных народов о работе его двадцать второй сессии» (документ E/2023/43 ), напомнил, что обсуждения на этом заседании служат напоминанием о том, что невозможно отделить здоровье человека от здоровья планеты и что для коренных народов не существует разделения между культурой и природой.

Вся работа Постоянного Форума строится на главном документе - «Декларация ООН о правах коренных народов». И в свете последних событий, особенно для Ловозерского района (Мурманская область), а это заявки промышленных компаний на освоение наших территорий, хочу процитировать ст. 32 Декларации:

«1. Коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов.

2. Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.

3. Государства обеспечивают эффективные механизмы справедливого и честного возмещения в связи с любой такой деятельностью, и принимаются надлежащие меры для смягчения ее неблагоприятных последствий для окружающей среды, экономики, общества, культуры или духовного развития».

На 22-й сессии был заслушан «Доклад об исследовании по вопросу о достижении свободного, предварительного и осознанного согласия в контексте коренных народов», который подготовил Алексей Цыкарев. Не буду обсуждать сейчас данный доклад, не со всеми позициями я согласна, но хочу обратить внимание наших земляков на Свободное, предварительное и осознанное согласие (СПОС):

Четыре элемента свободного, предварительного и осознанного согласия неделимы; с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости ни один из них не может использоваться изолированно друг от друга. Процедура получения СПОС должна осуществляться заблаговременно до начала реализации любого проекта, чтобы имелось достаточно времени для получения и изучения первоначальной информации, избрания уполномоченных представителей для работы в ходе консультаций и переговоров, участия в консультациях и представления комментариев на всех этапах процесса.

1.Элемент «свободное» относится не только к свободе соглашаться или не соглашаться с предлагаемым проектом, но и к свободе определять условия и обоснования для принятия решения. Коренные народы должны иметь возможность отозвать свое согласие, если нарушаются согласованные условия. Элемент «свободное» относится ко всему процессу переговоров; коренные народы должны иметь возможность свободно вступать в переговоры, свободно выходить из них или воздерживаться от участия.

2. Элемент «предварительное» четко указывает на момент, предшествующий началу реализации проекта, затрагивающего коренные народы. Вместе с тем вопрос о предварительном уведомлении влечет за собой один из самых сложных вопросов: что следует считать отправной точкой проекта? Если считается, что получение дохода является одним из существенных факторов в любой предпринимательской деятельности, то наиболее логичной отправной точкой будут инвестиции. После вложения инвестиций частные компании будут защищать их даже в ущерб правам коренных народов. В связи с этим процесс получения СПОС должен начинаться на ранних стадиях разработки концепции и проекта предлагаемой деятельности до того, как будут вложены какие-либо инвестиции, что обеспечит время, необходимое коренным народам для начала их собственного процесса принятия решений. Коренные народы должны постоянно получать информацию о ключевых этапах процесса, включая подачу заявления на получение разрешения или лицензии, разработку плана проекта и участие в геологоразведке (в случае добывающей промышленности).

3. Элемент «осознанное» означает, что коренные народы должны узнать о предложениях компаний относительно методов и правил проведения переговоров на основе принципа СПОС, рассмотрения жалоб и принятия последующих мер. Коренные народы должны быть проинформированы об их правах и соответствующих законах, международных документах и стандартах. Вся информация должна доводиться до сведения коренных народов в форме, обеспечивающей возможность предварительного изучения этой информации.

Мы должны быть готовы к обсуждениям, к осуществлению своих прав, особенно, когда это касается наших с вами территорий.

Следующая сессия будет в апреле 2024 и предварительная повестка дня двадцать третьей сессии, включает тему: «Поощрение права коренных народов на самоопределение в контексте Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: особое внимание молодежи коренных народов».

Вот и 9 августа 2023 - Международный День коренных народов звучит так «Молодежь коренных народов как проводники перемен для самоопределения». Тема этого года вновь подчеркивает ту роль, которую должна играть молодежь коренных народов в процессе принятия решений, а также признает ее самоотверженные усилия по борьбе с изменением климата, поиску справедливости для своего народа и созданию связи между поколениями, которая сохраняет их культуру, традиции и вклад.

За молодежью будущее и очень хочется в нее верить!




Валентина Совкина,
член Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов


Ссылки по теме:

Все о 22 сессии ПФКН



 
 
Яндекс.Метрика