Проект UDF-RUS-10-398: Поддержка участия КМНС в демократических процессах в Российской Федерации
- Подробности
-
Опубликовано 06.08.2013 11:51
Проект поддержан Демократическим Фондом ООН Регионы российского Севера с их огромными природными ресурсами чрезвычайно важны как для страны, так и для всего мира. Там проживает большое количество представителей различных коренных народов, которые пытаются сохранить традиционный образ жизни. Целью проекта являлось создание более совершенных и лучше работающих правовых отношений между коренными народами, бизнесом и государством посредством подготовки законодательных предложений, кодекса поведения промышленных компаний, информируя при этом представителей коренных народов об их гражданских правах и оказывая им содействие в процессе принятия демократических решений. Разработка природных ресурсов на российском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, в основном нефти и газа, очень важна для региональной и глобальной экономики и является одним из приоритетов экономической политики Российской Федерации в XXI веке. Тем не менее, добыча приводит к серьезному упадку в использовании традиционных способов ведения хозяйства, влияя, таким образом, на благополучие коренных народов, а также на взаимодействие между государством, частным сектором и коренными народами. Доходы, связанные с разработкой природных ресурсов, видятся обязательным источником финансирования программ в поддержку коренных народов. Учитывая текущий дефицит бюджета в регионах Севера, соглашения между частными компаниями и коренными народами являются ключом к разрешению острых социальных и экономических проблем коренных народов. Компании, со своей стороны, заинтересованы в построении своего положительного имиджа, а также в развитии практического сотрудничества с коренными народами, способными блокировать реализацию проектов. Целью проекта являлось укрепление голоса коренных народов и обеспечение их участия в процессе принятия решения. *** Проект работал в двух крупных регионах Российской Федерации – в Республике Саха (Якутия) и Камчаткой крае. В Якутии проект реализуется в южной части Республики, где уже ощутимы конфликты интересов коренного населения и крупного промышленного бизнеса. На Камчатке особое беспокойство вызывают планы крупномасштабного освоения запасов нефти и газа на шельфе Охотского моря, вдоль побережья Западной Камчатки. Крупные промышленные проекты и их влияние на жизнь коренного малочисленного населения ЮЖНАЯ ЯКУТИЯ Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» Трасса нефтепровода проходит почти 1,5 тыс. км по территории Южной Якутии. Решение о прохождении нефтепровода по Якутии было принято в мае 2006 г., и спустя всего 1,5 месяца были представлены проектные материалы, показывающие влияние этого масштабного проекта на окружающую среду и жизнь местных людей. Поспешность и некомпетентность при проектировании (за основу брались книжные данные 70-х годов) сказалась сразу же после ввода нефтепровода в эксплуатацию в декабре 2009 г.: в январе 2010 г. произошел значительный разлив нефти в Ленском районе (350 куб.м. по официальным данным); утечки нефти были также в Олекминском районе. Трасса нефтепровода проходит по землям традиционного природопользования эвенков. Нефтепровод пересекает территорию нескольких общин. При подготовке и реализации проекта возникли конфликтные отношения местного населения с ведущей компанией проекта – «Транснефть». Канкунская ГЭС Эту гидростанцию планируют построить на притоке одной из крупнейших рек Якутии –Алдан. Первые слушания по проекту были в 2007 г. в Якутске. Коалиция общественных организаций Якутии, привлекая местных ученых, провела экспертизу проектных материалов и написала свои рекомендации, указывая на множество серьёзных недочетов проекта. Однако руководящая компания проекта – «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс» – фактически оставила эти замечания без внимания. Газопровод Чаянда – Хабаровск При нынешнем варианте строительства газопровода его трасса на территории Якутии пройдет непосредственно по землям традиционного проживания эвенков, которые уже выразили свой протест в письме президенту РФ. Ответ был получен неоднозначный, что рассматриваются оба варианта, что мнение будет принято к сведению. Из такого ответа видно, что окончательного решения пока не приято, и это весьма настораживает, поэтому необходимо и далее отслеживать этот вопрос и сделать так, чтобы мнения токкинских эвенков было услышано. ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ регионального координатора ЗАПАДНАЯ КАМЧАТКА Здесь начинаются разведочные работы по изучению нефтегазоносности Западно-Камчатского шельфа; а также обсуждаются планы добычи золота из морских россыпей и добычи торфа в поймах нерестовых лососевых рек на Западно-Камчатской низменности. Некоторые разрозненные данные об этих проектах опубликованы в общедоступных изданиях. Но основная часть материалов содержится в закрытых фондах и недоступна для открытого обсуждения. Как считает компетентная камчатская общественность, можно утверждать, что результатом реализации хотя бы части предполагаемых намерений, окажется полное преображение Западно-Камчатской природно-общественной системы: естественные ландшафты превратятся на многих участках в антропогенные, промышленно преображенные. Тип природопользования в этом районе заменится с сырьедобывающего, специализированного на технически вооруженном собирательстве водных биологических ресурсов, на сырьедобывающий, специализированный на индустриальном извлечении из недр полезных ископаемых, с индустриальной их переработкой и транспортировкой продукции. Принципиально изменится экономическая и социальная структура региона, в т.ч. система территориального распределения местного населения. В настоящее время отсутствуют даже попытки имитации рассмотрения на государственном уровне вариантов определения отраслевых приоритетов и комплексных эколого-экономических оценок хозяйственного развития Западной Камчатки. Можно утверждать, что без разработки глубокого научного подхода к развитию этого района, учитывающего, в том числе, и жизненные интересы местного коренного населения (ительменов и коряков), при современных тенденциях реализации крупных промышленных проектов, природная среда этого обширного района, обладающая богатыми биологическими ресурсами (в том числе и международного значения), будет разрушена. Это приведёт, в том числе, и к необратимому изменению состояния коренного малочисленного населения Западной Камчатки – фактически, к исчезновению местных коренных малочисленных народов как особых этносов. ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ регинального координатораПриложение 1 >>>*** В настоящее время не существует единообразной системы юридических соглашений, регулирующих отношения между коренными общинами и крупными промышленными компаниями, работающими на территории проживания первых. Некоторые юридические соглашения тщательно прорабатываются в соответствии с современными стандартами, другие еле дотягивают до уровня формальных и поверхностных, а где-то таких соглашений и вовсе нет. Единого законодательства, покрывающего вклад коренных народов в процесс принятия решений, нет ни на федеральном, ни на региональном уровне. Отсутствует и единый Кодекс Поведения для промышленных компаний в отношении коренных народов. У коренного населения нет и руководства для введения его в демократический процесс принятия решений, в котором участвовали бы все заинтересованные стороны. Ольга Аксенова: Стратегия партнерства КМНС с промышленными компаниями>>> УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС) отвечал за общую координацию работы проекта, за выполнение его плана по установленному графику, за распределение и расходование средств проекта, за промежуточную и итоговую отчётность, включая финансовую. ЦС КМНС отвечал также за подбор команды (координатор, его помощник и бухгалтер, эксперты и региональные координаторы) и за публикацию материалов проекта. ЦС КМНС организал в Москве конференицю "Коренные народы и промышленные компании: сотрудничество, перспективы, вызовы". Координатор проекта – Вронский Никита Викторович Помощник координатора – Бутылкина Полина Валентиновна Бухгалтер – Шепелёва Наталья Михайловна Экологический центр «Эйгэ» – партнёр в Республики Саха (Якутия), отвечал за работу проекта в Якутии: организовывал сбор соответствующих материалов, рабочие поездки, круглый стол и семинар. Региональный координатор – Евсеева Екатерина Максимовна Этно-экологический информационный центр «Лач» – партнёр на Камчатке, отвечал за работу проекта в Камчатском крае: организовывал сбор соответствующих материалов, рабочие поездки, круглый стол и семинар. Региональный координатор – Запороцкая Нина Никитична Эксперты проекта: Аксёнова Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. Максимов Александр Александрович, кандидат экономических наук, ведущий анучный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера (ИСЭЭПС) Коми НЦ Уральского отделения РАН.
|
|
|