ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Май 2022 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

В переплетении сверкающего бисера. Мастерица из Салехарда Елена Рыбина

rybina1Елена Рыбина - яркая и самобытная представительница народа ханты. Елена - многодетная мама, вместе с детьми и мужем они живут в арктическом Салехарде. Она говорит, что совсем не предприниматель и не знает, как заниматься и выстраивать свой бизнес, как расширять его экономически, зато она с гордостью и любовью рассказывает о вещах, которые шьет вручную, о хантыйских узорах, застывших на ее платьях в переплетении сверкающего бисера.















Мастерица вспоминает, что лет в 13 ей захотелось надеть хантыйское платье, чтобы кожей чувствовать свои корни, родную кровь. И это первое хантыйское платье из ситца, наверное, тогда разбудило все дремавшие генетические коды и эмоции, побудило к созданию тех шедевров, которые сегодня могут украсить любой модный дом в любой точке земного шара. Она стала шить одежду, а когда шила, ловила себя на мысли, что руки сами воссоздают те орнаменты, которые казались забытыми. Сейчас Елена может по памяти вышить любой традиционный рисунок, будь то семья или мистические звери, любой орнамент расскажет столько о ее народе, что и слов не хватит. Уже взрослой она поехала в поселок Казым Ханты-Мансийского АО, чтобы освоить новые техники хантыйского мастерства, тогда эта поездка принесла много эмоциональных моментов в ее жизнь. Она радовалась, что ее культура жива, что есть мастерицы, которые готовы делиться своими знаниями и передавать их из поколение в поколение. Елена боится, что однажды наступит такой момент, а у некоторых народов он уже пришел, когда свою культуру придется восстанавливать по книгам в архивах… Хотя и сейчас она замечает, что какие-то элементы больше сохранены на Ямале, а какие-то в ХМАО, так на Ямале больше знают о выделке оленьих шкур. Мама Елены многому научила ее в детстве, как выделать лапы, сделать оленьи нитки, как подобрать цвета к меху и сложить узор. В ее культуре в сохранности остались все орнаменты и музыкальные инструменты, и они звучат до сих пор. Она говорит, что все традиционное завораживает и словно магнит притягивает, что нет в этой красоте повторений узоров и шаблонности.

Когда в семье Елены появились дети, заниматься традиционным рукоделием захотелось еще больше, хотя и не хватало времени, ведь все семейные заботы: воспитание детей, быт ложились на хрупкие женские плечи, но все время подгоняло желание не упустить момент воспитания детей в родной культуре.

rybina8rybina14rybina6




















По специальности Елена бухгалтер, работала дома, и именно работа дома научила ее по минутам распределять все свое время: полдня занимают отчеты, часть дня – рукоделие, а вечер в домашних заботах.

Рассказывая о своих достижениях, она будто и не замечает их вовсе, говорит, что везде ей словно кто-то подсказывал, показывал дорогу. В 2018 году в Салехарде проходил конкурс «Ямал – центр Арктической моды». Подготовка к конкурс широко освещалась в СМИ, но мастерица и не думала о своем участии, а подруги буквально настояли на том, чтобы она отправила свою заявку. Елена отправила пять комплектов традиционной одежды, сшитой вручную по всем канонам национального шитья. На конкурс поступило 90 заявок, из которых отобрали 19 конкурсантов, в этом списке была и Елена. Для нее это стало большой неожиданностью, нужно было готовиться к дефиле, а у нее командировка, большая общественная нагрузка. Решение нужно было принимать быстро… так на подиум вышли ее дети: сын и дочь. В национальной одежде сшитой руками мамы под гром аплодисментов и света, это был триумф не только Елены, в зале аплодировали таланту мастера и красоте культуры. Приз в номинации «Традиции» достался ей, но тот конкурс, словно стал переломным моментом в жизни. Ей еще больше захотелось показывать свое рукоделие, передавать секреты мастерства, делиться ими, мотивационно это дало ей огромный заряд.

rybina11rybina16rybina13



















После первой победы пришли другие конкурсы, награды и премии, она стала обладательницей премии Губернатора, а ее дети профессионально дефилировали в национальной одежде по подиуму. Вместе с победами пришла и грусть, появились те, кто не верил тому, что ее платья являются авторскими, что она их делает сама. Это очень обижало и подстегивало, Елена решила записывать на видео, как шьет свою одежду, завела свой канал «Вконтакте», стала делиться с подписчиками своими работами. Это стало очень популярным, за полчаса ее видео набирали тысячи просмотров. От просмотров видео пришли первые заказы, люди стали просить сшить им те вещи, которые мастерица показывала на видео. Появились постоянные клиенты, которые приводили за собой новых. Елена стала делиться своими новостями и на своей страничке в Фейсбуке, и совершенно неожиданно для нее пришел первый заказ из США. Мужчина просил традиционную хантыйскую рубаху, Елена не очень верила в этот заказ, но рубаху сшила, а мужчина ее купил, так ее работа, сделанная на заказ, перелетела через океан. А устранить языковые пробелы помог гугл-переводчик.

rybina10rybina12rybina17









Елена говорит, что клиентов не ищет, социальные отношения, интернет, приводят тех людей, которые хотят что-то приобрести. Она занята во многих общественных инициативах, руководит хантыйским фольклорным коллективом, куда ходит вместе с детьми. Ее дети носят национальную одежду, родители детей в коллективе просят и их детям сшить такие рубахи, так появляются заказы. Она ведет большую общественную работу, вкладывает много сил в то, чтобы сохранить язык, организовывает детские лагеря, проводит различные конкурсы. Она говорит, что сегодня 70% студентов оседают в городах, учатся в городе, привыкают к его ритму, устраиваются на работу и не возвращаются в поселки, и если о них забыть, то культура будет растворяться, поэтому масса сил уходит на то, что держать культуру в городе, помнить, что твой этнический код переезжает с тобой, что он никуда не девается, что человек должен его сохранять и беречь, а городская жизнь уже для многих коренных данность, значит, нужно свои традиции вписывать в устои городской жизни. 80% ты проводишь на работе и в тех условиях, которые диктует тебе современное общество, но остальные 20% ты обязан отдать своему народу.

Елена руководит местной общественной организацией «Национально-культурная автономия хантов «Пулнгават» города Салехард. Для своей работы они получили грант на театрализованную постановку спектакля на хантыйском языке. В процессе подготовки к спектаклю необходимо сшить костюмы для артистов, так ей удалось задействовать и других мастериц в работу. Сейчас они уже совместно готовят большой заказ: 20 платьев и 10 рубашек. Елена радуется, что при помощи таких заказов может обеспечить небольшой доход и другим хантыйским мастерам. Они шьют традиционные вещи, но не отказываются от пришедших технологий и Елена считает, что не должны мастерицы от них отказываться: крепкие нити для бисера, современные швейные машины, яркие лампы, оборудование для съемки видео, узоры, запрограммированные в машину, все должно помогать мастерицам, они не должны отставать от прогресса, но есть детали, которые не заменит ни одна машина… Шов, который проведет мастер, обрабатывая края, или орнамент, который появится на платье. Конечно, все технологии требуют дополнительного финансирования, так, все премии, гранты уходят на развитие. При дорогой закупке материалов: кожи, замши, бисера на собственную поддержку денег не остается, но ее во всем поддерживает супруг, он тоже принимает участие, у Елены ручной станок для плетения из бисера, сделанный руками любящего мужа. Она постоянно занимается мониторингом цен, знает, что бисер дешевле купить в Чехии, где сделать закупку ниток, ведь каждая деталь влияет на конечную цену изделия.

rybina7rybina2











Конечно, у мастерицы есть мечта, она не воздушная, а реальная, ей хочется купить вышивальную машинку, хочется делать вышивку более доступной. Елена знает, что многие хотят купить себе хантыйское платье, но не могут позволить, платье с ручной вышивкой стоит 20 000 рублей, машинная была бы дешевле, вещи смогла бы покупать молодежь, а ведь молодежь является главным популяризатором культуры, можно было бы вышивать на современной одежде национальные орнаменты. Вышивальная машинка стоит дорого, та, которую хочется приобрести Елене, стоит более двухсот тысяч, но цель уже поставлена и нужно сделать ее реальной.


Текст: Дарья Егерева


ЦС КМНС/РИТЦ



Читайте также в разделе "Предпринимательство"
 
 
Яндекс.Метрика